Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/user73704/data/www/btepso.ru/engine/modules/show.full.php on line 335 Урок литературы » Сайт учителя русского языка и литературы


Имя: (регистрация?) Пароль (забыл?):
ПОПУЛЯРНОЕ

КАЛЕНДАРЬ
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

АРХИВ

Индекс цитирования.

Добавил: admin | Дата: 3-09-2013, 19:40

Урок литературы в 9 классе.Наполним музыкой сердца.

 

Тема : ,, Наполним музыкой сердца…’’ Цели : * знакомство с жанром авторской самодеятельной песни , творчеством Б. Окуджавы , В. Высоцкого , О. Жуковской ; *выявление связей литературы с музыкой, место авторской песни в литературном процессе; * развитие познавательных процессов у учащихся; * создание положительного настроя на учебную деятельность; * воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе. Форма проведения: создание музыкально- литературного альманаха. Оборудование: компьютерное сопровождение, диск со слайдами ,аудиозаписи песен ,гитара, выставка книг поэтов ,выставка журналов. Ход урока. 1) Организационный момент (создание положительного настроя на работу.) Учащиеся берутся за руки и произносят вслух слова: -Я с удовольствием иду на урок. - Учитель- мой помощник. - Мне комфортно. - Я хочу мыслить, творить, работать. - Я – гений ! Я – гений! Я – гений! 2) Слово учителя. - Сегодня у нас урок внеклассного чтения, посвящённый авторской песни. Мы будем создавать музыкально-литературный альманах’’Наполним музыкой сердца” ( Называются цели, записывается эпиграф.) Соплеменники, окажите честь – Зачеркните –БЫЛ-. Напишите – ЕСТЬ-. П. Вегин. В работе будут принимать участие три группы:первая познакомит с творчеством Б. Окуджавы, вторая-с творчеством В. Высоцкого, третья – с творчеством О. Жуковской. А начнём мы нашу работу с экскурса в прошлое, а также со сло- варной работы. (Показ слайда.) В пятидесятые годы двадцатого века произошёл всплеск инте- реса к поэзии, поэтический бум. В лирике он нашёл выражение в так называемой ,, авторской песне’’. Название это условно и подразумевает творчество поющих поэтов, сочетающих в себе автора мелодии, стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов двадцатого века . Существует она и сейчас.Авторскую песню ещё называют бардовской,основными качествами которой являются чувство, смысл, душа.Бардовская песня – живая песня. Она спрашивает , советует, рассказывает, печалится и веселится.Чтобы написать хорошую песню .необязательно быть профессионалом в музыке,поэзии. Песне нужно отдать частичку своей души. Бардовская песня имеет многовековую историю, имела она и разные названия и бытовала в разных странах. Расскажу одну притчу. Ещё задолго до Рождества Христа на земле жили люди, которых называли кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы. Чтобы получить звание начальной степени друидов , избранные должны 20 лет обучаться у жреца. Пройдя испытание, обучение, посвящение, избранник Онаназывался бардом . Теперь он имел право идти в народ и петь , вселяя в людей свет и истину своей песней , исцеляя душу. Таким образом , бардовская песня – это язык сердца и души. ( Звучит мелодия .) Бессменным аккомпанементом бардовской песни всегда являлась гитара , лирическая . мягкая , задушевная , проникновенная. Она хороша везде. Кто-то из великих сказал , что ‘любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт. А в бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам. Откроем первую страничку ,, Давайте понимать друг друга с полуслова…’’ Она посвящена творчеству Булата Шалвовича Окуджавы. ( Показ слайда). Чтец: Берегите нас , поэтов , берегите нас. Остаётся век, полвека , год, неделя, час, Три минуты, две минуты, вовсе ничего… Берегите нас и чтобы – всех до одного. Берегите нас с грехами , с радостью и без. Где-то юный и прекрасный , ходит наш Дантес. Он минувшие проклятья не успел забыть, Но велит ему призванье пулю в ствол забить. Где-то плачет наш Мартынов- поминает кровь: Он уже убил однажды, он не хочет вновь, Но судьба его такая , и свинец отлит, И двадцатое столетье так ему велит . Берегите нас ,поэтов , от дурацких рук, От поспешных приговоров , от слепых подруг . Берегите нас , покуда можно уберечь . Только так не берегите , чтоб костьми нам лечь, Только так не берегите , как борзых псари, Только так не берегите, как псарей цари … Будут вам стихи и песни , и ещё не раз . Только вы нас берегите , берегите нас … 3) Слово учителя . Один из оригинальнейших русских поэтов 20 века ,признанный основоположник авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве на улице Большая Молчановка .До 1940 года жил на Арбате , в доме № 43 . И дата , и место рождения поэта приобрели символический смысл . ( Звучит песня ,, Плач по Арбату’’. Идёт показ слайдов .) 4) Выступление 1 группы по творчеству Окуджавы. Поэт : Я закончил девятый класс , когда началась война . Как и многие сверстники , отчаянно рвался на фронт . Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат . Нам вручали повестки и говорили : ,, Разнесите их по домам , а завтра мы вас отправим .” Длилось так полгода … Наконец ,сломленный нашим упорством , капитан не выдержал и сказал : ,, Пишите свои повестки сами . У меня рука не поднимается это сделать .’’ Мы заполнили бланки и отнесли их домой : он – ко мне , а я – к нему … Все мои стихи и песни не столько о войне , сколько против неё. Я рассказываю о том , что случилось со мной , с моими друзьями . Когда я ещё был в учебном миномётном дивизионе , уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты . Но я об этом долгое время не мог писать . Чтец: Ах , что-то мне не верится ,что я, брат , воевал . А может , это школьник меня нарисовал : Я ручками размахиваю , я ножками сучу , И уцелеть рассчитываю , победить хочу . Ах , что-то мне не верится , что я , брат , убивал . А может , просто вечером в кино я побывал ? И не хватал оружия , чужую жизнь круша , И руки мои чистые , праведна душа . Ах , что-то мне не верится ,что я не пал в бою , А может быть , подстреленный , давно живу в раю, И кущи там , и рощи там , и кудри по плечам … А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам . Ведущий : По окончании университета Б. Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой . В 1956 году в Калуге вышел первый поэтический сборник ,, Лирика’’. Вскоре поэт переехал в Москву . В кругу московских литераторов приобрели известность многие его песни , которые сначала исполнялись в дружеском кругу , а примерно с 1959 года – и публично . Вот как об этом рассказывал впоследствии сам поэт . Поэт: Первая песня появилась у меня почти случайно в 1946 году . Тогда я был студентом первого курса университета . И вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам ,, Неистов и упрям , гори , огонь , гори…’’ Получилась песенка . Друзья её подхватили . После этого я 10 или 11 лет никаких песен не писал и об этом вообще не думал . И не думал никогда , что смогу выйти на эстраду с гитарой . Но вот в 1957 году я совершенно случайно написал шуточные стихи и придумал мелодию , спел эту песенку своим друзьям . Им это понравилось… Ведущий : В конце 1950 – начале 1960 годов Окуджава работал редактором в издательстве ,, Молодая гвардия'' и в ,, Литературной газете’’ , но с 1962 года , вступив в Союз писателей , он полностью сосредоточился на профессиональной писательской работе . Вера в достоинство искусства сочеталось у Окуджавы с требовательным отношением к собственной работе . Поэт : Художник видит перед собой единственную задачу – рассказать о себе , выразить себя , поделиться своими впечатлениями об окружающем . Что бы я ни писал : стихотворение , песню , повесть , роман – всегда и везде я рассказываю о себе , не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам . Ведущий : Его песни о любви сразу выделились своей западающей в душу лиричностью . В них нет привычного набора воспевающих эпитетов , они немного отстранённые и в то же время личные . Поэт : Тема многих моих песен –стихов – любовь . Долгое время у нас почти не пели о любви и в самом слове –женщина – для некоторых было что-то сомнительное . Я решился воспеть женщину как святыню ,пасть пред ней на колени . Если я и шутил , то только над собой , как над героем этих песен ,которые изображали беспомощность и неудачи мужчин . Чтец : Не бродяги , не пропойцы За столом семи морей Вы пропойте ,вы пропойте Славу женщине моей! Вы в глаза её взгляните, Как в спасение своё. Вы сравните , вы сравните С близким берегом её. Мы земных земней . И вовсе К чёрту сказки о богах ! Просто мы на крыльях носим То, что носят на руках. Просто нужно очень верить Этим синим маякам , И тогда нежданный берег Из тумана выйдет к вам. Не бродяги , не пропойцы За столом семи морей. Вы пропойте , вы пропойте Славу женщине моей! ( Звучит мелодия песни ,, Батальное полотно.’’) Ведущий Исторические песни Булата Окуджавы настолько ярки ,что их с удовольствием поют люди разных поколений . Это не эпические полотна , а маленькие зарисовки , передающие атмосферу прошедших веков. Поэт Тяга к историческому жанру появилась у меня давно. Однако в чистом виде исторической прозой я никогда не занимался. Я пишу о себе ,но на историческом материале . Мне интересно ставить себя на место своих героев . Через них я пытаюсь выразить себя, поделиться своими мыслями , взглядами на жизнь. А также меня многое привлекает в людях первой половины 19 века . Это время не столь удалённое , чтобы казаться недостоверным , но и не столь близкое , чтобы утратить загадочность. ( Продолжает звучать песня, но уже громче). Слово учителя Б .Окуджава также писал песни для кинофильмов. Мелодии в них при всей кажущейся простоте, какие-то свои , необычные, полные глубокого смысла, юмора, изящества и вместе с тем драматизма. Одну из песен я хочу вам напомнить. Называется она ,, Ваше благородие, госпожа разлука.’’ Эта песня прозвучала впервые в кинофильме ,, Белое солнце пустыни.’’ Послушайте её. ( Звучит песня.) В семидесятые годы расширяется творческий диапазон Окуджавы : ритмы становятся разнообразнее, обогатился и композиционный арсенал. В это время поэт обращается к теме творца и творчества. Новые песни появляются и в 80-е , и в 90-е годы. Но жизнь замечательного поэта неожиданно обрывается. Его не стало 12 июня 1997 года . Он умер в Париже в возрасте 73 лет. Одной из последних его песен была песня ,, О Володе Высоцком.’’ ( Звучит песня.) 5) Выступление 2 группы о В. С. Высоцком. Чтение по цепочке стихотворения ,, Я не люблю…’’ Слово учителя: Это одно из самых известных стихотворений Владимира Семеновича Высоцкого. В нем он попытался выразить свои взгляды на жизнь, на все происходящее в ней. Это стихотворение вобрало в себя убеждения поэта, от которых он не отступал никогда. Мы открываем вторую страничку,,Я никогда не верил в миражи..”,(ее задача)- Сейчас мы познакомимся с творчеством Высоцкого, с разнообразными гранями его таланта, узнаем о Высоцком-актере, Высоцком-поэте, Высоцком-певце. Ведущий 1 Высоцкий не вошел, а буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения русской поэзии. Он был уникальной личностью. Б. Окуджава говорил: ,,Высоцкий был поэтом- со своей темой, своим голосом. В нем много было от природы, от бога, это разрывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание-способ выражения’’ Ведущий 2 Владимир Высоцкий в свое время говорил:,,Искусство настоящего без страдания нет, и человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили и пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе человек испытывал чувство страдания за людей близких, вообще за ситуацию.’’ Слово учителя: Так кем же был все-таки- Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю…Знаю только, что он был личностью, явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается. Ведущий 1 Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, ,,Дом на Первой Мещанской, в конце’’- согласно его свидетельству из песни ,,Баллада о детстве’’. Он был любимым ребенком в семье, какое-то время после войны жил с отцом и мачехой в Германии. Затем поселился в Большом Каретном, где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни. Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в Московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 г. Они с Игорем Кохановским, школьным другом, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее останками свой чертеж. ,,Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это- не мое…’’- сказал тогда Владимир Семенович. Вскоре он выдержал конкурс в школу-студию МХАТ, по окончанию стал работать в Московском драматическом театре имени Пушкина. В 1964 году открылся театр драмы и комедии на Таганке. Владимир в нем работал до конца жизни. Ведущий 3 Первая самостоятельная роль Высоцкого- драгунский капитан в спектакле ,,Герой нашего времени”. Им сыграны также роли: Галилей в спектакле по пьесе Брехта ,,Жизнь Галилео” , беглый каторжник Хлопуша в спектакле ,,Пугачев”. Последней премьерой Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле ,,Преступление и наказание”. Но самой значительной ролью Владимира Семеновича в театре осталась его работа в шекспировском ,,Гамлете”. Этот спектакль, в котором Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Венгрии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 году спектакль ,,Гамлет” получил 1 премию на Белградском интернациональном фестивале. В 1977 году во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю. Ведущий 1 С 1959 года Высоцкий, параллельно с работой в театре, начинает сниматься в кино. Дебют состоялся в фильме ,,Сверстницы”. Особую популярность Высоцкому- киноактеру принесли 2 роли в телефильмах- Жеглов в ,,Место встречи изменить нельзя” и Дона Гуана в ,,Маленьких трагедиях”. Ведущий 3 Самая известная и самая любимая роль- Жеглов в фильме ,,Место встречи изменить нельзя”. Тем не менее этой роли могло и не быть… Майским вечером 1978 года на даче в Одессе Высоцкий, Марина Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина со слезами на глазах берет Говорухина за руку и просит: ,,Отпусти Володю, снимай другого актера!” Ей вторит Высоцкий: ,,Пойми мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль!” ,,Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер,”- вспоминает Говорухин. И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие зрители были убеждены, что Глеб Жеглов- не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу ,, МВД, капитану Жеглову”. Ведущий 1 Высоцкому был присужден специальный приз 9 Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Жеглова. В 1987 г ему была присуждена Государственная премия(посмертно) за достижения в кино и театре, а также за цикл военных песен. Ведущий 2 Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965г. Сначала это были выступления с группой его товарищей- актеров театра на Таганке. А 18 января 1967 года в клубе песни ,,Восток” в Ленинграде состоялось его первое выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками, много выступал в воинских частях, перед студентами. Слово учителя Особенно нравились песни Высоцкого о войне. Это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и родину. (Звучит песня ,,Черные бушлаты”) Ведущий 3 Высоцким было написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сценах театров и 30 ролей в кинофильмах. При жизни Владимир Семенович увидел напечатанным только одно свое стихотворение и то не полностью, а в искаженном виде. Его литературный архив явился подлинным открытием для всех. Это серьезные опыты в прозе, поэма для детей, киносценарии. Природа его поэзии не проста. Высоцкий никогда ни в чем не кривил душой. Сейчас прозвучит ,,Песня о друге”. Она является идеальной. Тема дружбы, измены, предательства, мужества, трусости занимает важное место в бардовской песне. Слушая эту песню, попытайтесь представить людей, которые есть в вашей жизни, друг он или враг, или просто так. Звучит ,,Песня о друге”. Показ слайдов. Слово учителя 16 июня 1980 года в Калининграде состоялось последнее выступление Высоцкого. 25 июля 1980 года великого человека не стало. Это была его последняя смерть. Несколько лет ранее в Узбекистане он уже умер, но врачи спасли его. В 1980 году- не смогли. В этот день в Лужниках шел сборный концерт. В нем выступала Алла Борисовна Пугачева. Еще не Примадонна, но уже имя. Она прервала концерт и просто сказала залу, что умер Высоцкий, и что она будет петь сегодня только его песни. 40 минут она пела песни Высоцкого, вместо запланированных 3 песенок. Время движется вперед. Уже нет ни Окуджавы, ни Высоцкого. Но мы твердо можем сказать: они- не были, они- есть! Они продолжают свою жизнь, благодаря людской памяти и новым именам в авторской песни. Мы открываем 3 страничку ,, О музыка, соединившая сердца!”, которая посвящена творчеству рузаевской поэтессы Ольги Аркадьевны Жуковской. 6)Выступление 3 группы по творчеству О. А. Жуковской.(Показ слайда ). Ведущий 1: О музыка, соединившая сердца! О неземные сладкие мгновения! Божественные эти откровенья Никто из нас постичь не сможет до конца,- Эти строки принадлежат перу замечательной женщины, активной и деятельной поэтессе Ольге Аркадьевне Жуковской. Мимо нее невозможно пройти, не заметив ее красоты и обаяния. Вместе с этим в ней заложены незаурядность, целеустремленность, одаренность и воля. А ее стихотворным творениям свойственна пушкинская простота, чистота языка, глубокий лиризм, смысловая насыщенность. Ведущий 2: Ольга Аркадьевна родилась 21 января 1962 года в Мурманске, затем переехала в Удмуртию. Окончив 8 классов, поступила в педучилище. Работала в детском саду, на радиозаводе в городе Сарапуле художником- оформителем. В 1987 году Жуковская переехала в Рузаевку. И сразу этот город ее очаровал. Вот что она пишет в одном из своих стихотворений: Между речек, холмов и дорог, Средь мордовских привольных полей Зачарованный спит городок В бело- розовой дымке своей. Я нашла, я нашла, я нашла Это место на шаре земном! Я сюда безошибочно шла, Чтоб увидеть однажды свой дом, Чтоб узнать, что из всех городов, Где могла бы родиться и жить, Только этот со мною готов И тревогу, и радость делить… Знаю, есть на земле города Интересней, красивей, крупней, Но связала судьбу навсегда Я с Рузаевкой доброй моей. Именно здесь Ольга Аркадьевна нашла своё ,, я’’. Она возглавляет клуб экологической журналистики в центре ,, Адонис '' , является редактором и художником-оформителем журналов ,, Ковчег'' и ,, Рузаевская лира'', принимает активное участие в работе литературного салона Ц.Б.С. Ведущий 2 Ольга Аркадьевна Жуковская – интересный и талантливый человек. Стихи она начала писать ещё в школе. Впервые опубликовала их в ''Рузаевской газете ''. Вскоре вышел первый сборник её стихов , отражающий щемящую глубину лирических переживаний. Любимая тема Жуковской – лирическая. А также она пишет о природе , Родине ,войне. Ей очень нравится рисовать в стихах сказочные образы. Ведущий 1 Ольга Аркадьевна – неординарная личность. Она всегда в поиске. Окончив музыкальную школу по классу фортепьяно , она самостоятельно освоила гитару. Сначала Жуковская исполняла свои песни в тесном семейном кругу. Вскоре совместно с братом Владимиром сделала первые шаги в авторской песне. Ведущий 3 Ольга Аркадьевна с большой теплотой отзывается о творчестве поэтов-песенников. Она говорит : ,, В песнях Булата Окуджавы меня привлекает необычайная простота , душевность, человечность, доброжелательность. У Высоцкого мне нравятся стихи и песни , которые он написал для Марины Влади. В них есть какой-то тайный смысл , лирическая насыщенность , полнота чувств.’’ Слово учителя Ребята , сейчас вы услышите песню Высоцкого в исполнении Марины Влади. ( Звучит песня ) Ведущий 2 Жуковская постоянно в движении. В настоящее время она пишет экологический сценарий к музыкально-литературному мероприятию ,,Природа в творчестве русских поэтов. Времена года’’, занимается подготовкой к конкурсу о цветах с точки зрения духовенства и науки, обрабатывает легенды , пишет стихи-обращения к начинающим поэтам. Ольга Аркадьевна считает себя счастливым человеком. Она говорит , что её способности и интересы совпали. Ведущий 3 Справедлива истина : ,, Талантливый человек – талантлив во всем.’’ Такова Ольга Жуковская. Каждое её произведение – это событие. От них веет теплом и любовью. Любовью к родному городу , к Родине , к природе , к людям. Ведущий 1 Любовь… Самое загадочное и волшебное чувство. В поэзии Жуковской оно представлено глубоко и восхитительно , оригинально и изящно. Мне особенно нравятся стихотворения-романсы поэтессы . Сейчас я исполню романс ,, Я спою тебе ,милый…’’ ( Звучит романс в исполнении ученицы. ) 7) Подведение итогов урока литературы. Слово учителя Спасибо , ребята. И надо сказать , что всё было на высоте – и песня , и ваши выступления. На этой лирической ноте хочется завершить встречу с авторской песней. А напоследок даю домашнее задание. 8) Домашнее задание. Составить таблицу ,, Поэты-песенники рузаевской земли.’’

 

 

ПРОСМОТРОВ - 3685
Похожие новости:
  • Урок литературы