Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/user73704/data/www/btepso.ru/engine/modules/show.full.php on line 335 Конспект урока литературы с элементами исследования на тему «Сложность характера госпожи Простаковой» » Сайт учителя русского языка и литературы


Имя: (регистрация?) Пароль (забыл?):
ПОПУЛЯРНОЕ

КАЛЕНДАРЬ
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

АРХИВ

Индекс цитирования.

Добавил: admin | Дата: 25-11-2013, 14:27

Конспект урока литературы с элементами исследования на тему «Сложность характера госпожи Простаковой»



Цели: - помочь учащимся осмыслить образ главной героини с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной;
    - развивать навыки работы с драматическим произведением и критической литературой;
    - формировать умение читать по ролям;
    - воспитывать неприязненное отношение к таким качествам, как грубость, лицемерие, деспотизм.

Оборудование: - портрет Д.И. Фонвизина;
    - видеофильм;
    - карточки.
Межпредметные связи: история - «Указ Петра III  о дворянской вольности».

I.    Сообщение темы, запись в тетрадь.
– Что такое характер?     «Я познаю мир». Психология.
    (Характер включает качества, определяющие отношение человека к другим людям и работе, которую он выполняет).
Сформулируйте цели урока. Обобщение учителя и результаты опроса.
II.    Работа над характеристикой образа.
- На что указывает фамилия Простакова? ( На простоту, неученость, необразованность, попадает впросак.)
- Простакова – урожденная Скотинина. Какие ее родовые черты вы можете отметить ? (д.3, явл.5, с. 145) Ненависть к просвещению, жадность к деньгам, скупость.
    - Как при большом количестве героев автор определяет центральное место Простаковой? (д.3, явл.5, с.143) Когда членов семейства спрашивают, кто они, те, не задумываясь, отвечают: «Я женин муж». «Я сестрин брат». «А я матушкин сын».
    Комедия «Недоросль» начинается с того, что помещица Простакова осматривает кафтан, который Тришка, домашний портной, сшил для Митрофана, ее сына.
    -  Инсценировка д.1 явл.1-3 « Примерка кафтана». Как раскрывается характер Простаковой? (В сцене мы видим варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, ее властолюбие и деспотизм. Она измывается над Тришкой, проявляя бездушие и грубость).
    - д.1, явл.5, с.118. На что она жалуется братцу? (« С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!») Простакова – жестокая крепостница. Корысть, стяжательство, нажива – им подчинено ее поведение.
    - Как она управляет своим имением? (д.2, явл.5, стр.130)
« С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю; то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!». Какие же черты прибавились к родовым качествам? (Деспотизм, тиранство, жестокосердие, притеснение человека беззащитного и лишение убогого работника заслуженной платы).
    - Почему Простакова вначале ничего не имела против женитьбы брата на Софье? (Считала бесприданницей).
    - Когда и отчего она меняет свои планы? Д.1, явл.6.  (Узнает, что Софья – наследница богатого дяди Стародума). Послушайте монолог и ответьте, в чем комизм ее поведения. (Несоответствие: вымысел желает считать правдой, а правду – вымыслом.) О Простаковой положительные персонажи постоянно упоминают в своих рассуждениях, приводя пример злонравия и бесчеловечья.
    - Что обнаруживает Правдин в поместье Простаковой? (д.1, явл.1, стр.124)
«Жена – презрелая Фурия, которой адский нрав делает несчастье целого дома». Положительный герой Правдин иронизирует над ней.
    - Действительно, ее поведение вызывает смех, отвращение, насмешку. Сама ненавистница просвещения, а сына как учит? Что считает главным? Д.3, явл.7, стр.149.
        а) арифметика -  видео («Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».) «Не трудись по-пустому…Гроша не прибавлю. Наука не такая.
б)  грамматика -  с.165 (Митрофанушка и Правдин)
в) история -  стр.166 (Митрофанушка, Правдин, Стародум, Простаков.) В основе такого знания лежит сила и власть. Все решается по-помещьи.
- Как Простакова объясняет необходимость учения?
(Хоть для виду поучись. А там и женишься. Стр.148)
    - Каков же Митрофан, истинный сын своей матери?
(Он никого не любит, ни о чем не задумывается, с отвращением относится к учению, ждет часа, когда станет хозяином имения и будет помыкать близкими и распоряжаться судьбами крепостных). Самое главное для Простаковых сейчас – женитьба, мечта о 10000 дохода с имения Софьи.
    - Как же Простакова приспосабливается к требованиям Стародума и меняет тактику? Д.4 (Она прикидывается радушной хозяйкой дома, старается понравиться почтенному гостю. Не упускает случая расхвалить себя и Митрофана. Резкие переходы – от грубости к преувеличенной  любезности – выявляют коварство и лицемерие.)
    - Что задумала Простакова, узнав об отъезде Софьи и Стародума? (Похитить Софью и повенчать с Митрофаном.)
    - Как обернулось злонравие Простаковой против нее самой в последнем действии? (Похищение не состоялось. Правдин грозит отдать злую помещицу под суд.)
    - За что мучит стыд Простакову в конце пьесы? (Отнята власть. Нет сына.)
    - Речевая характеристика (самостоятельная работа по вариантам).
I в. – анализ ремарок. Подберите синонимы к слову ГОВОРИТЬ (кричит, приказывает, грозится), характеризующие Простакову. (С досадой, со злобой, вырывает.)
II в. – анализ обращений в речи Простаковой. Как они меняются в зависимости от ситуации? (Друг мой сердечный, скот, воровская харя, болван, бестия, старая ведьма, сударыня). Меняются в зависимости от ситуации.
    Вывод .Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива. От робкой, подобострастной, до властной и грубой. Говорит отрывисто, повелительно, переходя на крик, употребляет грубые выражения и оскорбляя окружающих. Ласкова с Митрофаном. Опять доказали ее злонравие и деспотизм.
    - А найдите ее положительные качества?
Сообщение: «Указ Петра III от 18.02.1762 г. Об отмене военной или гражданской 25-летней службы дворян». А как Простакова его трактует? Она по-своему понимает указ, не желая увидеть обязанности, но разглядев права. Она видит то, что хочет увидеть, что ей выгодно, что оправдывает ее поведение. Она не глупа, а умна по-своему. Безумно любит сына. В финале перед нами страдающая мать, теряющая последнее утешение – сына. Она вызывает не смех, а сочувствие.
    Новаторство Фонвизина в том, что отрицательные герои показаны более ярко, с разных сторон.
    III. Итог: Проверьте ваши впечатления, соотнеся их с мнением известных в мире литературы читателей «Недоросля». «Читаем.Думаем.Спорим.».с.44-46.
    Домашнее задание: Подготовиться к сочинению. План, основные тезисы.

ПРОСМОТРОВ - 285