Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/user73704/data/www/btepso.ru/engine/modules/show.full.php on line 335 Выступление на МО учителей русского языка и литературы » Сайт учителя русского языка и литературы


Имя: (регистрация?) Пароль (забыл?):
ПОПУЛЯРНОЕ

КАЛЕНДАРЬ
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

АРХИВ

Индекс цитирования.

Добавил: admin | Дата: 13-10-2013, 18:24

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

 

Предупреждение  текстовых  ошибок и недочётов в письменных работах учащихся- одна из важнейших задач на этапе рассредоточенной подготовки к сочинению.

        Текстовыми мы называем ошибки, которые разрушают целостность текста или искажают сущность его категориальных признаков. Приведу несколько примеров текстовых ошибок. С этой целью вспомним, что текст имеет иерархическое строение. Оно проявляется в подчинённости всех частей текста замыслу ( или главной мысли). Отсутствие абзацных отступов между относительно самостоятельными композиционными частями текста затемняет их самостоятельность, а также и связи между темами этих частей и главной мыслью текста.

Следовательно, отсутствие абзацных отступов или неправильное членение текста на абзацы следует считать текстовой ошибкой. Важнейшим признаком текста является связность, реализуемая с помощью разных видов связи: грамматической, лексической, образной, ассоциативной, логической. Отсутствие связи между предложениями внутри сверхфразового единства, относительно самостоятельными композиционными частями- текстовая ошибка.

     Причины текстовых ошибок и недочётов известны: недостаточный объём знаний о тексте и его категориях, низкая степень сформированности таких умений, как умение подчинять отбор содержательных элементов, языковых средств и построение текста главной мысли, умение осуществлять связь композиционных частей текста, соотносить тип текста с характером формулировки темы, подчинять выбор зачинов и концовок главной мысли, развёртывать с помощью различных приёмов.

      Для формирования перечисленных умений использовался дидактический материал: рассказы, сюжеты, зачины, концовки рассказов. Тематика близка была тематике предстоящего сочинения-  рассказа с обрамлением по данному сюжету  из жизни животных ( обучение строилось на основе рассказов « Белый гусь» Носова, « Пингвиний пляж» Снегирёва, которые дети прочитали заранее, а также фрагментов текстов  Леденцова).

      Однако не все умения можно в одинаковой мере успешно формировать при подготовке к написанию текста любого жанра. Отбор умений следует осуществлять с учётом особенностей жанра. Представляю программу рассредоточенной подготовки, которая была реализована на 7 уроках грамматики при изучении морфологической темы « Глагол» и занимала 10-15 минут на каждом из них.

       Фрагмент урока № 1. Цель- воспроизведение в памяти учащихся понятий « сюжет», « внесюжетные элементы» ; формирование умения выделять их в рассказе, составлять сюжет и обоснованию включать элементы. Учитель задаёт вопросы

     1)  Как называется ряд взаимосвязанных и последовательно развивающихся событий?

     Тексты какого типа отражают последовательно развивающиеся события?

      Какому типу текста соответствует представленная таблица композиционных схем?

1 Общее впечатление о предмете.

2 Признаки предмета.

1 Основное положение ( тезис)

2 Доказательство основного положения (аргументы)

3 Вывод.

1 Начало событий

2 Продолжение событий

3 Конец событий.

 

2) Докажите, что наличие сюжета- особенность повествовательных текстов. С этой целью прочитайте пересказ сюжета рассказа Снегирёва « Пингвиний пляж» и установите, какая информация соответствует началу событий, продолжению, концу.

3) Вспомните рассказ Снегирёва и скажите, сюжет или рассказ богаче по содержанию и языковому оформлению? Какие части не нашли отражения в сюжете? Как они называются? С какой целью они вводятся в текст?

4) Послушайте сюжет из жизни животных, взятый из сочинения вашей сверстницы. Какие внесюжетные элементы можно включить в рассказ по этому сюжету?

5) Составьте сюжет по картинке ( изображена девочка, кормящая из соски оленёнка на опушке леса) Запишите выдержки в тетрадь.

6) Прочитайте рассказ Носова « Белый гусь» и выделите последовательно развивающиеся события,которые составляют его сюжет.

Фрагмент урока № 2 Цель- формирование умений озаглавливать текст и формулировать главную мысль текста, подчинять отбор содержательных элементов и языковых средств главной мысли рассказа.

1Перескажите сюжет рассказа Носова. Приведите примеры внесюжетных элементов. Какова главная мысль текста?

<2.      Озаглавьте сюжет о тонувшем котёнке. Сформулируйте главную мысль текста.

Фрагмент урока № 3 Цель- повторение сведений о рассказе, о его  построении; формирование умения находить основные композиционные элементы рассказа, соотносить сюжет с композиционной схемой.

  

             Зачин                                                                                 

            Сюжет

        Кульминация

Завязка              Развязка

 

              Концовка

 

1 Докажите, что произведение Носова « Белый гусь» соответствует жанру рассказа. Какая информация в составленном вами сюжете соответствует завязке, кульминации, развязке?

 

Фрагмент урока № 4

ПРОСМОТРОВ - 351