Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/user73704/data/www/btepso.ru/engine/modules/show.full.php on line 335 Рабочая программа по литературе 10 класс » Сайт учителя русского языка и литературы


Имя: (регистрация?) Пароль (забыл?):
ПОПУЛЯРНОЕ

КАЛЕНДАРЬ
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

АРХИВ

Индекс цитирования.

Добавил: admin | Дата: 8-09-2013, 19:11

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего  образования по литературе  (базовый уровень) с учетом авторской Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под ред. В.Я Коровиной. – М.: Просвещение, 2010).

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

        Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели и задачи обучения в 10 классе.

Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования  направлено на достижение следующих задач:

<!-- [if !supportLists] -->·                  <!-- [endif] -->воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

<!-- [if !supportLists] -->·                  <!-- [endif] -->развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

<!-- [if !supportLists] -->·                  <!-- [endif] -->формирование общего представления об историко-литературном процессе.

<!-- [if !supportLists] -->·                  <!-- [endif] -->совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательной изучение литературы: в 10 классе – 105 часов.

При составлении календарно-тематического планирования учтено количество часов для проведения:

- контрольных работ – 2 часа;

- развития речи – 9 часов;

- внеклассного чтения – 9 часов.

Изменения, внесённые в рабочую программу и их обоснования.

 Авторская программа ориентирована на государственный стандарт общего образования и рассчитана на 102 часа (из учета 3 учебных часов в неделю).

       Рабочая программа рассчитана на 105  часов, потому что устав и учебный план школы предполагают 35 учебных недели в 10 классе при 3-й часовой недельной нагрузке по предмету. Дополнительные 3 часа будут использованы:

<!-- [if !supportLists] -->1.    <!-- [endif] -->на изучение раздела «Русская литература второй половины  19 века» - 2 часа;

<!-- [if !supportLists] -->2.    <!-- [endif] -->на изучение раздела «Зарубежная литература» - 1 час.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

-    Использование элементов причинно-следственного и структурно    функционального анализа.

<!-- [if !supportLists] -->-             <!-- [endif] -->Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

<!-- [if !supportLists] -->-             <!-- [endif] -->Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

<!-- [if !supportLists] -->-             <!-- [endif] -->Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

<!-- [if !supportLists] -->-             <!-- [endif] -->Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

<!-- [if !supportLists] -->-             <!-- [endif] -->Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

<!-- [if !supportLists] -->-             <!-- [endif] -->Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

<!-- [if !supportLists] -->-             <!-- [endif] -->Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

<!-- [if !supportLists] -->-             <!-- [endif] -->Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->образную природу словесного искусства;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->содержание изученных литературных произведений;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и других писателей-классиков;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->воспринимать и анализировать художественный текст;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->определять род и жанр литературного произведения;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->выявлять авторскую позицию;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->выражать свое отношение к прочитанному;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->владеть различными видами пересказа;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

<!-- [if !supportLists] -->·              <!-- [endif] -->определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч).

Русская литература и русская история XІX века. Основные темы и проблемы русской литературы XІX века (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой  литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XІX века, их развитие и взаимодействие.

Русская литература первой половины  XІX века ( 20 ч).

Россия в первой половине  XІX века. Классицизм, сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины  XІX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Теория. Реализм и его становление.

Развитие реализма в творчестве А.С. Пушкина. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти». Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы.  Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

 «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

Теория. Народность литературы.

Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Теория. Романтическое  и реалистическое начало в лирике Лермонтова.

Литература середины XІX века как «эпоха Гоголя». Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Критика. В.В. Набоков. «Гоголь» (фрагменты).

Теория. Образ автора в произведении.

 

Русская литература второй половины  XІX века (79 ч).

А.Н. Островский. (5 ч + 1)  Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Свои люди – сочтемся». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Луч света  в темном царстве»; Ап. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу».

Методика. Использование материалов по истории постановок пьес на сцене, художественным фильмам.

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей.  Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова  в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое «обломовщина»; Д.И. Писарев. «Обломов», роман Гончарова.

Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений.

 Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»:  художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Критика. М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»; Д.И. Писарев. «Базаров»; Н.Н. Страхов. «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность  в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

Теория. Теория «чистого искусства».

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия

ПРОСМОТРОВ - 480