Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/user73704/data/www/btepso.ru/engine/modules/show.full.php on line 335 Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Сайт учителя русского языка и литературы


Имя: (регистрация?) Пароль (забыл?):
ПОПУЛЯРНОЕ

КАЛЕНДАРЬ
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

АРХИВ

Индекс цитирования.

Добавил: admin | Дата: 3-09-2013, 20:28

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку .

А1-А6. Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические

 

Как готовиться к заданиям А1-А6?

 

Задания А1-А6 проверяют, владеешь ли ты нормами русского литературного языка и твою общую культуру.

 

А1 - задание на определение правильного-неправильного ударения в общеупотребительных словах разных частей речи. Из четырёх слов или форм слов (иногда проблемы с ударением возникают только в отдельных формах слова) нужно выбрать, в зависимости от формулировки, либо правильный, либо неправильный вариант постановки ударения.

 

Внимание:

 

в 2013 г. в этом задании будет формулировка, требующая найти ошибку, т. е. неверно обозначенное ударение.

 

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

внимательно прочитать вопрос и изучить примеры,

сделать выбор на основе знания нормативного ударения в словах и отдельных формах слов.

 

А1. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

А1. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

Осталось ответить на 3 вопроса.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

кухОнный

докУмент

обОстришь

тОрты

2.                 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

красИвее

Агент

нАчав

тортЫ

3.                 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

донельзЯ

взЯла

граждАнство

нАверх

 

Слова в разных вариантах КИМов одни и те же. В основном это частотная общеупотребительная лексика, в которой многие люди допускают ошибки на ударение. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, правильно ли ты ставишь ударение в словах. А если обнаружатся ошибки, выучить ошибкоопасные слова и формы. Даже если ты думаешь, что говоришь правильно и не допускаешь ошибок на ударение, проверь себя. Знай, в силу многих причин ошибки на ударение в словах не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что произносят слова неправильно.

 

 

 

А2 - задание на определение правильного-неправильного употребления пары слов-паронимов в контексте предложений. Правильность определяется по параметрам: А) лексическое значение слова, Б) лексическая сочетаемость. Дано четыре предложения. Необходимо определить, в каком из них вместо данного слова нужно употребить другое. Иными словами, найти ошибку, неправильное употребление слова в предложенном контексте.

 

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,

сделать выбор на основе понимания различия в значении слов и их лексической сочетаемости.

 

А2. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

А2. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

Осталось ответить на 3 вопроса.В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

Ты говоришь, как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

2.                 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

3.                 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

В неясном рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

 

Слова-паронимы во многих вариантах КИМов повторяются. Это общеупотребительные слова, в использовании которых частотно встречаются ошибки. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, понимаешь ли ты различия в значении и лексической сочетаемости таких слов. С целью экономии твоего времени списки слов даны в неполных контекстах: для понимания значения и знания лексической сочетаемости в тренировочных материалах даются словосочетания со словами-паронимами.

 

А3 - задание на определение ошибки в образовании морфологических форм. Случается, что люди образуют грамматические формы так, как будто русский язык для них не родной, а иностранный. Ошибки бывают на употребление форм разных частей речи. Самые ошибкоопасные места нужно знать. Тогда вы без труда выполните задание А3. Для этого нужно:

внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,

сделать выбор на основе знания того, как должны образовываться различные морфологические формы.

 

А3. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

А3. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

Осталось ответить на 3 вопроса.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

более пятиста человек

инженеры

наисложнейший

в день именин

2.                 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

в шкафу

пять полотенец

шестисот семи человек

ихние дела

3.                 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

лягте (на пол)

их работа

горячие супы

шестистами учениками

 

КИМы включают типичные ошибки на образование форм разных частей речи.

А4 - задание на выбор грамматически правильного предложения включает предложения с деепричастным оборотом. Парадокс в том, что задание это вовсе не сложное. Подготовка к нему не требует обширного материала. Но ошибки при употреблении деепричастий в речи широко распространены. Разберись, в чём тут дело.

 

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,

сделать выбор на основе понимания роли деепричастных оборотов в предложении.

 

А4. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

А4. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

Осталось ответить на 3 вопроса.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Возражая против отдельных положений доклада, ...

началась дискуссия.

большую роль играет культура спора.

присутствующие в целом согласились с докладчиком.

выступление в целом произвело хорошее впечатление.

2.                 Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обработав статистические данные, ...

учёные определили, насколько быстро изменяется язык.

была выявлена интересная закономерность развития языка.

подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.

для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

3.                 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, ...

в аудитории началась дискуссия.

у меня возник интерес к этой проблеме.

требуются конкретные примеры.

мы имели в виду главным образом его словарный запас.

 

А5 - задание на определение нарушения синтаксических норм. Владея синтаксическими нормами, люди правильно строят словосочетания и предложения. Задание А4 проверяет владение одной из синтаксических норм, а именно: умение строить предложения с деепричастными оборотами. Но ошибки допускаются не только в предложениях с деепричастиями. Не менее частотны и другие случаи. Для того чтобы успешно выполнить задание А5, нужно сделать выбор на основе знания закономерностей синтаксических связей слов в предложении, употребления предлогов и союзов, однородных членов предложения и проч.

 

А5. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

А5. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

Осталось ответить на 1 вопрос.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

"Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.

 

Обрати внимание: в демоверсиях разных годов одно и то же задание.

В КИМы включены самые типичные, частотные нарушения синтаксических норм. Для того чтобы замечать подобные ошибки и самим не повторять их,

 

А6 - задание на определение возможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Помните стихотворение "Вот дом, который построил Джек" ? Можно здесь заменить придаточную часть (придаточное определения) на обособленное определение? Можно: Вот дом, построенный Джеком (обособленное определение, выраженное причастным оборотом). 

А6. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

А6. КИМы из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

 

Осталось ответить на 3 вопроса .В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Герои В. Шукшина пришли из той "шукшинской жизни", которую мог бы прожить сам писатель.

В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.

Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.

Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.

2.                 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.

Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.

Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.

Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

3.                 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.

Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

В целях содействия развитию литературы и литературного языка в ХVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

Придаточное предложение не может быть заменено на придаточный оборот:

Если в главной части есть любые формы указательного местоимения тот

Ее лицо не выражало той нежности, которая была свойственна матери.

 

Если союзное слово который употреблено в косвенном падеже

1) с предлогом или

2) без предлога

1) Скандал, о котором писали газеты, постепенно затих.

 

2) Петр Сергеевич – прекрасный учитель, мнением которого мы очень дорожим.

 

Если сказуемое в придаточном определительном выражено глаголом

 

1) в форме будущего времени или

2) в форме сослагательного наклонения

1) Мы хотим пойти на концерт, который состоится в консерватории в воскресенье.

 

2) Для подготовки к ЕГЭ нужны материалы, которые обеспечили бы эффективный тренинг. 

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания при сравнительных оборотах

 

Запятая перед союзом как ставится:

в простом предложении

в сложном предложении

 

• в сравнительном обороте:

Под ним Кавказ, как грань алмаза, снегами вечными сиял;

• если союз как использован в составе вводной конструкции:

Он был, как утверждают, очень

талантлив;

• если союз как входит в состав приложения со значением причины:

Я, как офицер и дворянин, ни в

какую службу к Пугачеву вступать не могу;

• если союз как употреблен в составе конструкций такой, как; не кто иной, как; так же, как:

Но перед ней был не кто иной, как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий.

• при присоединении придаточного предложения:

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих.

 

 

Проверь себя!

И подлинно как жар червонец заиграл.

Герасим как лев выступал сильно и бодро.

Пили бабушкины наливки, жёлтую как золото тёмную как дёготь и зелёную.

Как дым рассеялись мечты. Как град посыпалась картечь.

Как демон коварна и зла. Одни как изумруд другие как коралл.

Отец как отец. Совсем как сумасшедший стал.

 

Запятая перед союзом как не ставится:

в простом предложении

в сложном предложении

 

• если союз как входит в состав сказуемого:

А каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад;

• если союз как имеет значение

«в качестве»:

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених;

• в устойчивых словосочетаниях:

Везде он чувствовал себя как дома; Брат и сестра похожи как две капли воды;

• при однородных членах в составе парного союза как ..., так и:

У него отличные оценки как по русскому языку, так и по математике.

• в однородных придаточных после сочинительных союзов:

Приятно в теплой комнате слушать, как злится ветер и как стонет тайга.

 

 

Конструкции со сравнительными союзами (как, словно, точно, будто, как будто, что (устар.), чем, нежели) в простом предложении обычно называют сравнительными оборотами. Сравнительный оборот — это не содержащая сказуемого конструкция, которая обозначает то, с чем сравнивается, сопоставляется называемый в предложении предмет, признак или действие. Например: Страшно медленно, скучно и тяжело, точно длинный сон, тянулся для Буланина этот первый день гимназической жизни (А. Куприн); Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? (Н. Гоголь).

Сравнительный оборот представляет собой часть простого предложения. В состав сравнительного оборота обычно входит имя существительное без зависимых слов или с зависимыми словами, реже прилагательное или наречие: Пантелеймон ... сидит на козлах, протянув вперёд прямые, точно деревянные, руки (А. Чехов); Я пришёл домой совсем в другом настроении, чем накануне (И. Тургенев).

Ответы

И подлинно, как жар, червонец заиграл.

Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную.

Как дым рассеялись мечты.

Как град посыпалась картечь.

Как демон коварна и зла.

Одни как изумруд другие как коралл.

Отец как отец.

Совсем как сумасшедший стал.

 

Тестовые задания

1. В каком случае перед союзом как ставится запятая?

а) Я долго смотрел__как тлели угли костра.

б) Стали его искать, а он__как в воду канул.

в) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича__как за сына.

г) Я помню, как вместе мы ходили в школу и__как играли в родном дворе.

2. В каком случае перед как ставится запятая?

а) Среди друзей он известен__как хороший шахматист.

б) Косой дождь, гонимый ветром, лил__как из ведра.

в) И осень, ясная__как знаменье, к себе приковывает взоры.

г) Героическая оборона Севастополя войдет в историю России__как одна из самых ярких ее страниц.

3. В каком случае перед как ставится запятая?

а) Его приняли в доме__как родного.

б) Твои слова для меня__как острый нож по сердцу.

в) Национальной науки нет__как нет и национальной таблицы умножения.

г) Культура исследуется целым рядом наук__как социальное явление.

4. В каком случае перед как запятая не ставится?

а) Видно было__как пробивается сквозь землю нежная весенняя трава.

б) Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых__как зима.

в) Этот человек, испытав много страданий, умер__как герой.

г) Некрасов__как всякий литературный новатор__был крепко связан с традициями своих великих предшественников.

5. В каком случае перед как запятая не ставится?

а) Таруса вошла в историю нашего искусства__как место жизни и творчества многих прекрасных поэтов и писателей.

б) Лепестки маков летели по ветру легкими стаями__как мотыльки.

в) В этот вечер вся жизнь мне мила__как приятная память о друге.

г) Я__как опытный журналист__сразу придумал заголовок для сенсационной статьи.

6. В каком случае перед союзом как запятая не ставится?

а) Аудиторские фирмы располагают __ как правило __ высококвалифицированными юристами и экономистами.

б) Судья вправе__как вынести предупреждение спортсмену, так и окончательно дисквалифицировать его.

в) По мнению российских ученых, современное положение дел в экономике не что иное__как очередной кризис.

г) Толстой__как подлинный художник__обладал способностью видеть то, чего никто не замечал.

7. В каком случае дано правильное объяснение пунктуации перед союзом как (знаки препинания не расставлены)?

Новое здание построенное на Кутузовском проспекте предстает как образец современной архитектуры.

а) Запятая нужна, так как союз как входит в состав сравнительного оборота.

б) Запятая не нужна, так как союз как входит в состав сказуемого.

в) Запятая нужна, так как союз как входит в состав приложения со значением причины.

г) Запятая не нужна, так как союз как входит в состав устойчивого сочетания.

8. В каком случае дано правильное объяснение пунктуации перед союзом как (знаки препинания не расставлены)?

Дубровский овладев бумагами француза смело явился как мы уже видели к Троекурову.

а) Запятая нужна, так как союз как входит в состав сравнительного оборота.

б) Запятая нужна, так как союз как входит в состав придаточного предложения.

в) Запятая нужна, так как союз как входит в состав вводной конструкции.

г) Запятая нужна, так как союз как входит в состав приложения со значением причины.

 

 

 

ПРОСМОТРОВ - 906