Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/user73704/data/www/btepso.ru/engine/modules/show.full.php on line 335 Уроки русского языка » Сайт учителя русского языка и литературы


Имя: (регистрация?) Пароль (забыл?):
ПОПУЛЯРНОЕ

КАЛЕНДАРЬ
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

АРХИВ

Индекс цитирования.

Добавил: admin | Дата: 3-09-2013, 19:49

Сочинение-рецензия 

Сочинение-рецензия — вид работы по литературе, который практикуется в старших классах, как в процессе обучения, так и на выпускных (переводных) экзаменах.

 

Рецензия может быть написана на сочинение школьника, фильм, спектакль, литературный концерт, но чаще всего на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

 

Как правило, рецензируются новые произведения, литературные «новинки», однако в школьной практике встречается более широкий подход к рецензии (предлагается рассматривать литературу двух-трех последних десятилетий или даже XX века в целом).

 

Учащемуся (выпускнику), пишущему рецензию, необходимо в первую очередь различать такие жанры школьного сочинения, как рецензия и отзыв.

Отзыв

Рецензия 

Особенности

 

жанра

Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргумен­тацию пишущего отзыв

Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого — анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы

 

Цель

Поделиться впечатлением о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в обсуждении

1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

 

2) То же, что в отзыве

 

Особенности   подхода

Автор отзыва объясняет свой интерес к произведению личными пристрастиями, а также общественной значимостью поднятых в произведении проблем, их актуальностью.

 

Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях.

 

Литературные герои, как правило, рассмат­риваются как человеческие характеры, типы; дается оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей, их поведения. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личностные качества, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении

В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персо­нажей, язык и т. д.).

 

Самостоятельность мышления автора рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю...», «по моему мнению...»), сколько индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью ар­гументов.

 

Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье 

Построение

I. Повествование о читательских пристрас­тиях автора сочинения, истории его зна­комства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.

 

II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:

 

1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;

 

2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;

 

3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

 

4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).

 

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п.

I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора — заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юби­лей автора и т. д.). Максимально точное указание на 1-е издание произведения. Тезис-предположе­ние об историко-культурной ценности исследуемого текста.

 

II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

 

1) Анализ названия (семантика, аллюзии, ассоциации).

 

2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художест­венная роль. 3) Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в раз­витии сюжета.

 

4) Авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров.

 

5) Другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности авторского стиля и метода. III. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста и его значимости для литературного про­цесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.

 

Как писать рецензию?

 

(методические рекомендации)

 

Как начать писать рецензию? Как совместить отзыв, суждение, личное отношение и литературоведческий анализ текста "в одном флаконе”?

 

Безусловно, что у каждого опытного учителя есть своя копилка методических приёмов, при помощи которых он помогает ученикам анализировать текст и писать рецензии. Обсудим некоторые из них, помня о том, что здесь нет и не может быть точных рецептов. Пусть наши ученики свободно прибавляют, вычитают и делят ингредиенты для приготовления своего собственного блюда, которое доставит удовольствие им самим и тем, кто собрался за экзаменационным столом.

 

Как не надо начинать? Уже упоминавшийся нами блестящий филолог и очень остроумный человек В.Шкловский писал:

 

"Нельзя начинать критическую статью – "я развернул книжку” или – "я заинтересовался”, "я перелистал”, "я заглянул”.

 

Нельзя также начинать театральную рецензию со слов – "я пришёл в театр и сел в кресло”.

 

Всё это крайне беспомощно, так как начать читать книгу, не развернув её, невозможно”.

 

Итак, как не следует начинать, кажется, понятно. Тогда как начать? Часто рецензия начинается с библиографического описания произведения и краткого (в одном-двух предложениях) пересказа его содержания.

 

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

 

Некоторые рецензенты предпочитают нетривиальный ход – они начинают с того, чем другие обычно заканчивают. Вот пример из рецензии, опубликованной в одном из номеров журнала "Новый мир”: "Начать хотелось бы с того, чем нормальные люди заканчивают, — с резюме, с главного акцента: возможно, перед нами сочинение из ряда самых интересных, а то и самых значительных за последние годы” (М.Бутов. У кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий, или Самый настоящий роман // Новый мир. 1999. № 6).

 

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Слово, вынесенное в заглавие, невольно становится ключом к последующему тексту. Предложите ученикам поразмышлять над вопросом: какие личные, культурные и литературные ассоциации возникают в памяти, когда вы читаете название произведения?

 

Очевидно, при чтении (произнесении) названия у читателя должен возникнуть ряд ассоциаций, помогающий более глубокому и многогранному восприятию самого текста. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

 

Первое предложение или первый абзац. Можно прочитать первый абзац текста вслух и предложить ученикам спрогнозировать, о чём пойдёт речь в дальнейшем, какие ожидания вызывает у читателя этот абзац. Затем прочитаем последний абзац – ожидали ли вы подобного финала или здесь возникает эффект обманутых ожиданий? Попытаемся найти ключевые слова в первом предложении.

 

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. Текст в большинстве случаев выстраивается определённым образом, несущим на себе особую смысловую нагрузку. Эта последовательность никогда не бывает случайной. На какие части можно разделить текст? Как они расположены? Пусть ученики дадут свою интерпретацию расположению частей произведения.

 

В каждом талантливом произведении писатель создаёт свой неповторимый мир. В нём время и пространство существуют по особым законам. Задумаемся, что ценно в этом мире? Иногда на это в тексте есть прямые указания, переданные через ключевые слова. С их помощью писатель подаёт сигнал нам, тем, кто читает и интерпретирует текст.

 

Проникнуть в созданный автором мир произведения может помочь художественная деталь. Так, "Йорик” целиком построен на детали, он как будто вырастает из крошечного осколка.

 

Даже форма глагола может многое сказать опытному читателю.

 

Даже синтаксическое строение предложения, использование простых и сложных предложений, вводные слова и однородные члены дадут опытному читателю-рецензенту пищу для размышлений.

 

И последнее. Не забудем, что "судить писателя следует по законам, им самим над собой признанным”. И следует помнить, что главный судья и критик – это время. Время всё расставит по своим местам. А пока нынешние выпускники оценивают произведения современной (им? нам?) литературы. Может быть, кому-то из сегодняшних школьников предстоит стать литературными критиками, а экзамен для них – только первый шаг. Но, по словам Лао Цзы, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага…

 


Правила по русскому языку

Правила по русскому языку.Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

Простое глагольное

Простое глагольное

1. Безличным глаголом 2. Безличной формой личного глагола. 3. Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет. 4. Неопределённой формой глагола.

Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет. Зажгло грозой дерево. Герасима уже не было на дворе. Сегодня же меня здесь не будет. У меня нет линейки. Вам не видать таких сражений. Быть грозе великой.

Составное

Составное

Глагольное 1. Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола. 2. Категорией состояния + неопределённая форма глагола. Именное Глаголом - связкой в безличной форме + именная часть ( категория состояния или краткое страдательное причастие в форме среднего рода)

Над вашим предложением стоит подумать. Алёнке спать не хотелось. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. В этот час было совсем тихо. В избе жарко натоплено.

 

 

ПРОСМОТРОВ - 754
Похожие новости:
  • Уроки русского языка